Пользовательская легкость

Пользовательская легкость – негласное требование всей сферы сетевой коммуникации в целом. В сети легким должно быть все: навигация, регистрация, система комментариев, создание групп и обмен информацией между пользователями. Пользовательская легкость, выраженная через минимизацию затраченного времени и усилий – фундамент интерактивности. Стоит отметить, что легкость достигается за счет чрезвычайного технического усложнения: целые культурные конгломераты упакованы в приоритет однокликовых операций. Возникающая в этой сфере новая форма субъектности – пользователь – продолжает уже знакомый ряд производства субъекта от функции: зритель, читатель, потребитель. Специфика пользователя в том, что операции, которые он производит, должны быть максимально облегчены и ускорены. Симптоматична этимология понятия пользователь: слово польза производно от старорусского польга, состоящего из частицы ро- и  корня lьgа, значащего легкий, легко. Этот корень звучит также в словах льгота и нельзя (как отрицание легкого). Интересно, что в английском языке слово user означает как пользователя, так и потребителя, причем с оттенком дилетантизма – user использует готовые продукты, ничего особо не создавая.

Принцип пользовательской легкости связан с онтологическими характеристиками виртуальности как таковой. Виртуальное как онтологический режим характеризуется сосуществованием множества реальностей, равных в своем статусе. Поэтому такая плюралистическая онтология не нуждается в принципе достаточного основания, который позволял метафизике отличать единственную действительность от множества возможностей. Таким образом, принцип пользовательской легкости может быть понят как следствие необремененности достаточными основаниями.

Фигура пользователя двусмысленна: с одной стороны, она ориентирована на предельную экономию времени и средств, с другой стороны, за сосредоточенной деловитостью скрывается огромная махина, работающая только для того, чтобы легонько пощекотать центр удовольствия. Характерно, что сетевая легкость общения и дистантность по отношению к любым коммуникативным поводам коррелирует с наличием у пользователя специфической способности восприятия, условно говоря, встроенного фильтра веселости. Этот фильтр накладывает ограничения на получаемые сведения и в итоге способен трансформировать все что угодно в некий субстрат, носящий легкомысленно-развлекательный характер, маркированный типичной для постмодерна формой комического – приколом. Прикол есть эффект свободной игры переозначивания, когда ассоциировать можно что угодно с чем угодно, например, давать заведомо ложные этимологии и наслаждаться вербальной трансмутацией. Прикол как порождение цинического разума с его важнейшей характеристикой – бессилием критики, – является важным элементом, создающим среду пользовательской легкости.

В сетевой коммуникации приветствуется эмоциональная поверхностность и однозначность – так называемый «позитивный настрой», который работает как среда с повышенной проводимостью. «Не грузи ближнего своего! Будь легок в общении!» – эта негласная максима действует в сфере on-line общения – нельзя быть слишком серьезным, пафосным и даже просто основательным в своих репликах. Предполагается, что у потенциальных участников коммуникации всегда нет времени на то, чтобы погружаться в персональные потемки чьей-либо души и нет возможности следовать линейному развитию мысли просто в силу принципиальной непредсказуемости входа и выхода на любую web-страницу. В результате принцип пользовательской легкости предстает, в том числе, и как умение вести разговор всегда в пол-уха, быть всегда в пол-присутствия, что по инерции переходит и в режим off-line. В идеале пользователь всегда на связи, но при этом всегда присутствует в любом коммуникативном узле не полностью.

← Старые Новые →