Виртуал

Виртуал – коммуникативная стратегия, возникшая в сетевом медиапространстве на рубеже веков. Слово виртуал образовано от английского прилагательного virtual (виртуальный), являясь упрощением словосочетания virtual person; обычно означает «фиктивную личность», когда пользователь начинает выдавать себя за другое лицо или просто симулирует отдельные черты характера, свое поведение и т.д. Также этот термин употребляется в том случае, если сетевой пользовательский профиль никаким образом не может быть ассоциирован с реальной личностью. То есть с помощью виртуала может имитироваться деятельность реально существующего человека или людей, для подобных действий иногда используется термин «impersonation», имперсонация.

В пределе любой сетевой профиль может быть охарактеризован как виртуал, в виду полной невозможности (и ненужности) верификации данных как основного отличия виртуального пространства. Навык коммуникации в сети с помощью виртуала – это результат адаптации субъектных структур к новым условиям высказывания; виртуал – это потенциальный носитель нэтнической идентичности (см. нэтнос) и одновременно инструмент для создания медиа-событий. Можно проследить параллели и линию преемственности между виртуалом и такими способами субъектного самовыражения как интеллектуал и культурал (концепт, предложенный В.В. Савчуком), которым свойственны зависимость от публичного пространства и стремление к авторитетной позиции.  Виртуал также невозможен без публичности, с той разницей, что последняя реализуется в сети и там же находится публика; кроме того, виртуалу свойственно стремление к повышению своего авторитета, что достигается через лайки и линки, например. Здесь проявляется специфика виртуала как коммуникативной стратегии – становление не автором, но авторитетом. В условиях сети высказывание уже с трудом может быть авторским, но с легкостью может быть авторитетным: таким, к которому прислушиваются. Размывание функции автора, очевидно, является следствием замены энтелехии интеллектуала на виртус виртуала. Тождество «Я», идентичность тоже  в результате изменяется, поскольку, если в пространстве классического текста можно было сказать «я – автор» и тем самым поддержать формулу идентичности, то в сетевом пространстве высказывание «я – авторитет» выглядит, как минимум, некорректно, так как сцепка между «Я» и высказыванием более не является жесткой. Тем не менее, у подобного авторитетного высказывания есть некий стабильный аналог самотождественного «Я» как внутреннего ядра «личности» – личное местоимение, лицо, от которого высказывание состоялось. В итоге, лицо как культурно-антропологическая величина меняется на лицо как грамматическую форму, личное место-имение. Располагать местом высказывания в пространстве виртуальной коммуникации не значит находиться где-то, но значит обладать некой емкостью: емкостью восприятия, емкостью оперативной памяти компьютера, емкостью сервера, емкостью профиля в соц.сети. Перефразируя Канта, можно сказать, что априорная форма емкости есть условие виртуальной коммуникации. Емкость виртуального отлично взаимодействует с личным место-имением, каковым является «Я» виртуала.

← Старые Новые →