ПРЕДИСЛОВИЕ.
"Положение, в котором лжецы называют лжецов лжецами…, отсылающее философа в пустоту" - замечательное описание коммуникативных и мыслительных ситуаций (= когнитивные тупики и очень узкие когнитивные "тюрьмы"), возникающих в дискуссиях с оппонентами на Фейсбуке:).
*
Цинизм по Слотердайку =
1. Способность считаться с данностями
2. Опытность и реализм ("Я вовсе не циничен, просто у меня есть опыт — это приблизительно одно и то же" (Уальд) + "Никакой цинизм не может превзойти жизни" (Чехов)
*
Критика как установка исследования: "Критика есть процесс, в начале которого проявляется позитивный и негативный интерес к делу, чтобы в конечном итоге выйти на те элементарные структуры морального сознания, которые будут обсуждаться уже "по ту сторону добра и зла". Здесь же: "…двусмысленность понятия «критика»; вначале оно означает — выносить суждения, обосновывать, рассуждать и осуждать; затем приобретает иной смысл — исследовать основания для формирования суждений".
Дистанция и позиция как условия критики. Заочный диалог Слотердайка с Беньямином.
Слотердайк: "Не может осуществиться никакого просвещения, не приводящего к эффекту разрушения такого мышления, которое осуществлялось бы только с той или только с иной точки зрения, зависело бы от занимаемой позиции; никакое просвещение не происходит без разрушения перспективистски-конвенционалистских моралей; в психологическом плане это протекает параллельно с размыванием Я…".
Беньямин: критика невозможна, т.к. уже невозможна дистанция. "Глупцы те, кто жалуется на упадок критики. Ведь ее час давно миновал. Критика — дело, требующее надлежащей дистанции. Она — у себя дома в мире, в котором все определяется перспективами и проспектами и в котором еще возможно занять определенную позицию — встать на точку зрения, обеспечивающую обзор. А обстоятельства между тем уже приступили вплотную и оказались в жгучей близости к телу человеческого общества. "Беспристрастная отстраненность", "свободный взгляд" — все это стало ложью, если только не совершенно наивным выражением элементарной некомпетентности". (Беньямин)
(?) Мой вопрос Беньямину: а почему, собственно, в современном (в том числе – современном Беньямину) мире невозможна дистанция? В каком смысле? В смысле распадения Абсолюта и иерархических вертикалей, - или речь о чем-то другом?
Ответ Слотердайка Беньямину, спасающий критику: "Если вещи, происходящие вокруг, обрели жгучую близость к нашему телу, то непременно появится критика, которая это выразит. От нее потребуется не надлежащая дистанция, а надлежащая приближенность".
(?) Мой вопрос Слотердайку: что такое "надлежащая приближенность" и в чем ее принципиальное отличие от дистанции, если говорить не о словах, а о сути? Дистанция позволяла держать перед глазами сразу несколько разных перспектив и точек зрения. Но, надо думать, приближенность не означает отождествление с какой-то одной точкой зрения без учета перспектив? Тогда что?
*
(!) Слотердайк о Критической теории Адорно. Мужское и женское. Фобия власти у интеллектуалов. "…"чувствительная" теория стоит на построенной из смеси страдания, презрения и злости обвинительной позиции — против всего, что имеет власть. Она стилизует себя под зеркало мирового зла, в котором отражаются буржуазная холодность, принцип господства, грязные делишки и порождающее их стремление к прибыли. Мир мужского — вот то, чего она категорически не приемлет. Она вдохновляется архаическим «нет» по отношению к миру отцов, законодателей и дельцов. Ее предрассудок заключается в том, что из этого мира может прийти только злая власть, направленная против мира живого".
"В "чувствительной" критике нужно выявить и назвать своим именем парализующую злобность (Ressentiment). Стремление отвергать питается первобытной злобой по отношению к "мужественности", к тому циническому мышлению, принимающему в расчет только факты, которое продемонстрировали позитивисты — как политические, так и научные".
Здесь же, но в другую тему: "Вновь наступило время критики маскарадной, при которой критические позиции зависят от профессиональных ролей. Критицизм с ограниченной ответственностью, просветительские гешефты как способ подзаработать".
*
В целом, на протяжении всего Предисловия последовательно и строго выдерживается принципиально (сознательно) просвещенческая установка всего дальнейшего исследования: "исследование цинизма станет основой для славной свободы от всяческих иллюзий. Просвещение всегда было раз-очарованием — в позитивном смысле этого слова, то есть освобождением от чар". Однако пока эта установка больше декларируется, чем демонстрируется. Посмотрим, что будет дальше...