Ч. 1. Гл. I. ЦИНИЗМ - СУМЕРКИ ЛОЖНОГО СОЗНАНИЯ
Ведущий вопрос главы: "как же может и какое право имеет просвещенное сознание еще быть ложным?" . Но, кажется, по-настоящему полный и развернутый ответ эта глава еще не дает, хотя уже обосновывается тезис: ложное сознание "вобрало в себя и поглотило Просвещение" .
Предмет анализа: "структура ложного сознания, дающего отпор атакам просветительской критики" .
(?) Не до конца понятен образ сумерек в этой связи. В смысле – не истина, не ложь, а что-то расплывчато-неопределенное?
Две характеристики современного цинизма: (а) универсальный (всеобщий) и (б) диффузный (неявный, нельзя вычленить из общего идейного фона и показать пальцем как на фигуру на этом фоне; растворен в идейном воздухе, в «духе времени»; везде и нигде конкретно). Объединение этих двух характеристик дает новое качество цинизма: общий для всех и каждого, но ничей конкретно; анонимный, бессубъектный. Современный "циник" - это каждый-и-никто. Сюда же: "Неоциническая сделка с данностями — это нечто жалкое, а отнюдь не нагота во всей ее гордой независимости" .
*
Цинизм – один из способов решения проблем "…"выживания", самосохранения и самоутверждения" . Тот же комплекс проблем в масштабах государства = проблема "сохранения настоящего и планирования будущего в современных национальных государствах" . Важно, что свой способ решения этого же комплекса проблем (выживание – самосохранение – самоутверждение) предлагает и фашизм. => Задача критики цинического разума – выявить "связи между проблемой выживания и опасностью фашизма" .
(?) "Хитроумный плюралистический реализм" - о чем это?
*
В цинизме сходятся социально-классовые крайности: "С самого низа, от деклассированных городских умов, и с самого верха, с пика сознания государственных мужей, в серьезное мышление поступают сигналы, свидетельствующие о радикально-ироническом отношении к этике и об общественной конвенции"
*
"Парадоксальная" циническая концепция истины (объективности). Слова и Мысли, которые считаются с Делами, признают "власть вещей". "Знать лучшее и делать худшее в пику ему — таково глобальное отношение, существующее сегодня в надстройке; тот, кто действует подобным образом, чувствует себя свободным от всяких иллюзий, но все же вынужденным опускаться уровнем ниже под давлением "власти вещей". Так в реальности положением вещей представляется то, что в логике является парадоксом, а в литературе — юмором; это формирует новую позицию сознания по отношению к "объективности"" . Но это реальный, каждодневный, каждый день реализуемый на практике парадокс, а не логическое противоречие.
(?) "…современной смеси из мнения и цинизма. Поскольку же при обсуждении вопросов социального и индивидуального самосохранения используются именно такие смеси, есть веские основания для того, чтобы позаботиться об их изготовлении" . Что-то интересное, но пока не очень понятно, что за «смеси».