О разнице концепций "Цирк"

Хочу поделиться некоторым наблюдением.

Начну с того, что мне, как и большинству знакомых мне людей, с детства неприятен цирк во всех его проявлениях - навевает тоску и безысходность смотреть на невеселых веселых клоунов, замученных и плохо пахнущих животных, на жалкие заигрывания с детьми, на неинтересные прыжки акробатов. Депрессивное зрелище. Это касается, конечно, именно нашего (в данном случае Самарского), цирка времен 70-80 годов. Назовем его "советским". Это предисловие.

Так вот. Просмотр документалки по кабельному про семью циркачей из бродячего европейского цирка-шапито навел на некоторую мысль, вернее даже на две. Первая - "Мне неприятен цирк", вторая - "Цирк, представленный в этом фильме, совершенно отличается от привычного нам с детских времен "советского" цирка".  Возникло некоторое недоумение. Европейский цирк действительно показывает нечто иное, чем советский. Разница касается даже самого способа подачи - темная и мистическая, тонущая в шатрах и бархатных занавесах атмосфера европейского шапито никак не похожа на сияюще-открытое триумфальное пространство нашего цирка. На мой взгляд разница вот в чем: европейский цирк наследует старой (не знаю даже насколько) традиции выставлять на показ уродство как исключение, и наоборот, любое исключение как уродство. Это интрига подсмотреть за запретным, тайным делом (ошибкой) самой природы (Творца); увидеть невероятное (невозможное для существования) - значит немного  подкормить свое бытие, собрать себя в целое за счет зрелища не-целого. Советский же цирк презентирует нам не уродство, но совершенство - совершенство идеального советского человека (с поправкой на идеологию того времени) в его атлетической силе, способности укрощать природу и стихии и т.д. Это тоже цирк исключений, но не тайное здесь в центре внимания, а явное, даже сверхявленное, в смысле навязываемая идея сверхчеловека, столь востребованная в советской культуре. На атлетов-циркачей надо равняться...

Однако общее ощущение от этих двух видов цирков равно поганое,  ничего не могу с собой поделать. Не могу высказаться насчет современного отечественного цирка - не видела самолично, но по отзывам знакомых думаю, что изменилось немногое.

Единственное цирковое зрелище, которое можно бы поставить особняком, это Канадский цирк ДюСолей. Но это уже скорее шоу, хотя как их принципиально различить пока не знаю.


Категории Взгляд зацепился, Сцена

Комментарии

  1. Elena S

    Интересная интерпретация опыта встречи с цирком. Кстати в тему. На Постнауке попалось любопытное исследование Ольги Бурениной-Петровой “Цирк в пространстве культуры” http://postnauka.ru/longreads/30608 Так вот, Ольга утверждает, что советский цирк был чуть ли не оплотом свободомыслия, авангардных идей и вообще, идеологии не подчинялся. Хотя, я бы подписалась под вашим наблюдением. Очень уж укладывается идея советского цирка в образ советского человека.

  2. Елена Иваненко (Автор)

    Спасибо за ссылку, отличный материал.
    Думаю, что здесь нет противоречия – идея сверхчеловека в советской культуре была модернистской, в этой точке смыкались и идеология, и авангард. Да и советский цирк 70-80-х годов, о котором я пишу, изрядно подрастратил творческий потенциал (описанный Ольгой Бурениной-Петровой в цирке 20-30-х годов)

Комментарии

Поля обозначенные как * требуются обязательно. Перед постингом всегда делайте просмотр своего комментария.





Старые Новые