Sanjay's Super Team: супергерой как конфессия

Короткометражный мультфильм «Санджай и его команда», 2015 год, режиссер Санджай Патель

Хорошая емкая короткометражка, дающая ответ на вопрос о функциях супергероя в современной культуре. «Санджай и его команда» - это дебютная работа режиссера Санджая Пателя, в которой он сообщает как и на каких условиях с его точки зрения осуществилась цифровая метаморфоза традиционных (доцифровых) культурных практик, в частности, встраивание религии в пространство развлекательных медиа. Сюжет мультика основан на личном опыте режиссера, чья семья иммигрировала в Штаты, но пыталась сохранить свою собственную культуру. В мультфильме показан «конфликт двух ящиков» - телевизора, по которому ребенок смотрит супергеройские мультики, и домашнего алтаря, перед которым отец выполняет ритуальные церемонии. Обе эти культурные практики инертны, они требуют полного погружения, и ни одна из присутствующих сторон не готова их прервать. По замыслу фильма параллельное существование этих практик невозможно – время утренней медитации и время трансляции мульт-сериала совпадают.  В итоге выигрывает грубая сила – отец отрывает сына от телевизора и заставляет его медитировать. Однако  ребенок (собственно, сам Санджай Патель в детстве), формально подчиняясь, втихую перетаскивает с собой супергероя в пространство безжизненной для него традиции. С учетом того, что весь мульт – это метафора (а точнее сказать, притча), то можно отметить, как здесь поднимается тема уязвимости и инфицирования традиционных практик, нелегального проникновения в них инородных смыслов. Точки уязвимости становятся тем отчетливее, чем меньше дистанция между разными культурными традициями – они буквально спрессовываются в пространстве многонациональных мегаполисов и еще ярче эта тенденция проявляется в формате сетевого общения. Дефицит индивидуального пространства в постинформационную эпоху показан в мультике в виде маленькой комнатки, где отец и сын как представители разных типов субъективности буквально борются за территорию. Интересно, что режиссер  располагает обе практики – и старую, и новую – в одной плоскости, что сразу их уравнивает и делает возможным синтез. Синтез осуществляется посредством фигуры супергероя, который одновременно вбирает в себя ослабевающую традицию и сам принимает на себя функции божественного.

Супергерой в данной концепции выступает чем-то вроде комплекса настроек, это способ фокусировки субъекта на объекте. Фигурка супергероя становится призмой, через которую маленький Санджай смог увидеть божественное, опознав его как супергеройское. Плохо различимая и скучная в глазах ребенка традиция оживает, разыгрывая перед мальчиком эпический сюжет борьбы со злом.  Кали, Вишну и Хануман из отцовского алтаря действуют как герои комиксов, показывая линии преемственности между комиксами о супергероях и героическим эпосом. Однако боги не справляются с задачей и тогда мальчик, до того бывший пассивным зрителем, включается в действие, принимая на себя функции супергероя. Кризис божественного заставляет его  принести Жертву – мальчик разбивает игрушечную фигурку супергероя о священный колокол. Произведенный резонанс оказывается достаточно мощным, чтобы совладать со злом. Интересно кстати, что зло не повержено и не втоптано в грязь, но умиротворено.

В итоге мальчик предлагает некий компромисс – он рисует свое мистическое переживание о богах-супергероях в виде персонажей комикса. Здесь две линии, по мнению автора, сходятся в согласии. Посыл таков: супергерои и есть боги; божественное не доступно иначе как через призму супергероя. И с другой стороны: супергерой невозможен без участия человека, человек производит супергероя (как автор и как зритель). Заложенный здесь пафос имеет очевидный  религиозный оттенок и рисует перед нами контуры постсовременной конфессии; выражаясь словами Терри Гильяма, церковь Бетмена-Избавителя.


Категории Сцена, Рецензии

Комментарии

Нет комментариев к данной статье.

Комментарии

Поля обозначенные как * требуются обязательно. Перед постингом всегда делайте просмотр своего комментария.





Старые Новые