Нэтнос

Нэтнос – (от англ. net, сеть и этнос)сетевое сообщество, которое метафорически может быть охарактеризовано как  «народность», существующая on-line. Нэтнос в качестве концепта представляет собой, прежде всего, концептуальный эффект того, что называется нетнографией.  Имеется в виду широко распространенная исследовательская практика применения этнографических методов к изучению интернет-сообществ. Однако нэтнос в качестве концепта обладает собственным эвристическим потенциалом в силу того, что многим сетевым сообществам парадоксальным образом оказываются присущи некоторые черты, типичные для традиционных, родоплеменных обществ.

Прежде всего, сетевые сообщества склонны формировать свой собственный язык, связанный с конкретными коммуникативными практиками или темами, разделяемыми членами сообщества. Этот язык или диалект, в основе которого, как правило, лежит  большое количество стихийно возникших и прижившихся неологизмов и аббревиатур, позволяет минимизировать коммуникативные усилия «соплеменников», он мало понятен «непосвященным» и  в этом смысле, он фиксирует нэтническую идентичность. Типично также и тенденция к мифотворчеству, в том смысле, что всякое мало-мальски устойчивое сетевое сообщество стихийно обзаводится собственной мифологией или даже чем-то вроде эпоса. А миф и эпос, как известно, прежде всего, есть способы организации этнической культурной памяти. Также можно говорить и о существовании в центре сообществ некоторого цементирующего ядра ритуалов, опять же, как правило, стихийно сложившихся, но в дальнейшем обязательных к исполнению. Далее, в сетевых сообществах имеет место тенденция  возвращения, если пользоваться терминами Ж.Бодрийяра, от эквивалентного типа обмена (характерного для поздних капиталистических обществ) к символическому (характерного для обществ архаических) или, по крайней мере, смешение этих двух типов.  Более того, этот сетевой трайбализм предполагает социальную организацию по типу первобытной или прямой демократии, где нет стабильной иерархии, нет закупорки благ и власти, а есть самоорганизация и циркуляция социальной «маны».

Однако нэтнос является этносом все-таки метафорически. Он по определению не извлекаем из сети (а вернее, из него не извлекаема интернет-компонента) и его виртуальность означает для пользователя две взаимосвязанные вещи. Во-первых, легкость входа и выхода из сетевого «племени» (см. принцип пользовательской легкости). Причастность к интернет-сообществу – это скорее игра, чем судьба, в том смысле, что нэтническую идентичность всегда выбирают, а не застают себя в ней. Ее можно легко выбрать и сравнительно легко сменить. Такие традиционные маркеры этнической принадлежности как, например, скармирование, татуировки или обрезание могут быть устранены только с телом (по крайней мере, так было изначально). Нэтническая идентичность на этом фоне отличается мобильностью – ее знаки в виде привычек к определенному интерфейсу и законам общения тоже срастаются с телом пользователя, но могут быть заменены вместе с ним. То есть пользовательское тело характеризует множественность; образно говоря, индивид облачен в пользовательские тела как в некие оболочки, которые можно сменить, хотя и не безболезненно. Во-вторых, по законам виртуальной среды для каждого пользователя возможно и даже необходимо существование сразу в нескольких нэтносах одновременно. Такая ситуация была бы совершенно немыслима в традиционном обществе в собственном смысле этого слова.

← Старые Новые →