Новая эра Z (The Girl with All the Gifts)

Зомби. Мои любимые… Ибо что, как не свеженький зомби-муви в наилучшей степени отражает состояние общества на сегодняшний день. Однообразие и скудность сюжетов данного жанра играет нам на руку – можно сразу приступить к деталям, в них-то и демон.

Начнем с очевидного – русские прокатчики запустили фильм с названием, отсылающим к «Войне миров Z», «трешовому мясному беспределу[1]» с  Бредом Питом в главной роли. Оригинальное же название The Girl with All the Gifts[2] содержит отсылку на персонаж греческой мифологии, печально известную женщину Пандору (греч. «со всеми дарами»), созданную по велению Зевса в наказание забывшим свое место людям за попытки освоить огонь. Название одновременно указывает и на главную героиню фильма – девочку-зомби Мелани, проходящей свой путь от «величайшей угрозы» до «единственной надежды».

Месседж фильма явно растет из социокультурной встряски последних лет – «нормальное» человечество оказывается под угрозой от нахлынувшей волны «ненормального» человечества, причем первое оказывается менее жизнеспособным, чем второе. Как славно подмечено в рецензии Д.Цулая «Аналогии с иммигрантами оставим на усмотрение зрителя»[3]. Кто такие зомби в этом фильме? Это люди, чей организм поражен неким грибком, который способен управлять индивидом, принуждая его действовать в своих целях. То есть зомби принимаются здесь как естественное явление, хотя и катастрофическое. Уровень магии вуду, мистики и вообще беспричинного здесь редуцирован с самого начала, как, впрочем, и во всех последних образчиках зомби-апокалипсиса. Майк Кэри, один из создателей фильма и собственно автор романа «Дары Пандоры»,  так легитимировал свой Z-глобализм: «Мы с самого начала решили, что хотим иметь правдоподобное с научной точки зрения объяснение для нашего зомби-апокалипсиса, — говорит Кэри. — Из документалки Дэвида Аттенборо „Невидимая жизнь растений“ мы узнали о грибке под названием Ophiocordyceps. Это паразит, заражающий муравьев в тропических лесах Амазонки. Он прорастает сквозь тело муравья и управляет его поведением, заставляя работать на себя»[4]. Отсутствие магической компоненты в сюжете намекает нам на необходимость активации рационального, а за ним и всего прочего багажа культурного человека – этики, например. Так в этом фильме благодаря личным отношениями между девочкой-зомби Мелани и ее наставницей мисс Хелен появляется новая нота отношения к зомби как к перспективе человечества. Этот акцент не просто появляется и исчезает, он преобладает в фильме, вытаскивая на поверхность европоцентристский перекос создателей фильма. Дело в том, что даже в недрах зомбированного существа оказывается возможным прорастание и торжество структур европейской субъективности высшей пробы, таких как долг, любовь, дружба, тяга к познанию. Система ценностей в фильме жесткая и ее обоснование остается где-то за кадром – за константу принято, например, что заоблачный IQ Мелани – это дар.  Сентиментальная составляющая «Новой эры Z» опирается на трогательный конфликт интенций юной зомби-героини – сожрать или подружиться, а также на материнские модели заботы, защиты, обучения и прощения со стороны мисс Хелен. Очень многообещающий комок архетипов, не правда ли? Прямо руководство «Как стать успешной Европой или всепрощающая экспансия в условиях миграционного кризиса». Не буду здесь ворошить великие умы в поисках цитат для создания видимости серьезной науки – пусть ее. Однако замечу, что стало даже как-то обидно за столь грубую подтасовку, обидно за «непонятых» зомби, перевоспитываемых под человека. Сержант Паркс – персонаж, который смотрит на зомби исключительно через прицел – в каком то смысле более честен и милосерден, чем мисс Хелен. Его страх перед Другим основан на уважении суверенитета – и своего, и чужого. А вот матрица мисс Хелен довольно сильно смахивает на тот же грибок, пытающийся подчинить себе и превратить в себя инородные организмы. Тот факт, что история со всем ее пафосом движения к надежде на выживание человечества нам показана с точки зрения девочки-зомби, говорит о том, что в чаяниях авторов фильма это уже произошло.

[1] См. отзыв о фильме от Kotik Ksu «Голодные зрители» https://www.kinopoisk.ru/film/902223/

[2] Фильм 2016 года, производство Великобритания и США, реж. Колм МакКарти, сценарист Майк Кэри (он же автор оригинального романа «Ящик Пандоры», 2014г.)

[3] https://www.kinopoisk.ru/festival/toronto2016/the-girl-with-all-the-gifts-burn-your-maps-toronto-review/

[4] https://www.kinopoisk.ru/festival/toronto2016/the-girl-with-all-the-gifts-burn-your-maps-toronto-review/


Категории

Комментарии

Нет комментариев к данной статье.

Комментарии

Поля обозначенные как * требуются обязательно. Перед постингом всегда делайте просмотр своего комментария.





Старые Новые