Медиафюсис

Медиафюсис – устойчивый онтологический эффект «естественности» медиасреды, ее самодостаточности, проявляющийся, в том числе, в целой волне медиаобразов, объединяющих некогда гетерогенные элементы природного, технического и медийного в единый квазиорганизм (киборги, биороботы, андроиды и всякие разнообразные разумные и чувствующие механизмы, коим нет числа). Онтологический конфликт, казалось бы, должен сделать такое объединение невозможным, поскольку начиная с античности и заканчивая М. Хайдеггером, фюсис и техне противопоставлялись как то, что есть само (фюсис как бытийное, самобытное), и то, что произведено человеком, а потому вторичное и искусственное.  Однако сегодня тотальность медиасреды делает многие прежние онтологические различия нерелевантными, а потому технике, и сфере медиа-техне в том числе, приписываются способность к самопорождению, собственная воля и собственная жизнь – у субъекта медиакоммуникации в конечном счете возникает навязчивое ощущение, что не только медиа используют нас, пока нам кажется, что мы пользуемся ими (см.: Медиа внутри нас), но и техника производит сама себя. Иными словами, медиасреда, воспринимаясь нами как «ближайшее» и «естественнейшее» наше окружение,  в этом смысле выглядит так, словно она вообще не зависит от нас – ведь никто из нас ей как целым не управляет. Это действительно джунгли, в которые мы «заброшены» с рождения и нам остается только к ним приспособиться. Таким образом, медиафюсис – жизнеспособный гибрид фюсис, техне и медиа – это среда второй природы, которая стала гораздо более сильной, чем первая. 
В отличие от классической фюсис, обладавшей пределом, а значит определенностью и мыслимостью, медиафюсис безгранична и бесконечна, и в итоге виртуальна. Виртуальное в данном контексте – не то, что противостоит реальному, а такой способ организации реальности, когда в отличие от классической трактовки бытия, дозволявшей реализоваться лишь одной из возможностей, допускается принципиальная множественность актуализировавшихся возможностей, ни одна из которых не выталкивает все остальные в поле всего лишь потенциального существования. Медиафюсис не присущи ни единство, ни Логос, ни закон, который бы всем однозначно и неукоснительно правил. Действительно, централизованно контролировать виртуальное пространство крайне затруднительно, равно как и невозможно его монополизировать. К тому же, здесь имеет место, так сказать, природа без породы – у медиафеноменов нет своей «чтойности» как раз и навсегда заданного сценария существования. Отсюда зыбкость, аморфность, трансформность медиаландшафтов и медиател.
Сращение фюсис, техне и медиа на уровне массово распространяющихся образов буквально за пару десятков лет стало архетипичным. Перед нами тела, принявшие возможности техники как свои собственные возможности; машины, которые ведут себя так, как будто бы им свойственно самобытное владычество естества; техника, ведущая себя так, как если бы она была стихией; а также «первозданная» гипер-природа с цифровой изнанкой, природа, которая оказывается сетью, медиа-ризомой. Таково содержание многих медиа-образов, которые уже не столько пугают нас, сколько заставляют собой любоваться и тем самым осуществляют определенную медиатерапию и медиапайдейю. Созерцая их, мы как бы примеряем их на себя, обживаем  их и тем самым снимаем остроту габитус-конфликта, имеющего место благодаря слишком быстрым антропологическим трансформациям под воздействием медиасреды.

← Старые Новые →